Затеряна история золота русского далеко в веках и тысячелетиях. Ещё «Отец истории» Геродот писал, что где-то далеко, на северо-востоке, высятся горы Рифейские, и золото там добывают в огромных количествах. А Горы Рифейские – это Урал…

А эллины, побывавшие в землях к северу от Порта Эвксинского (Черного моря), сказывали Геродоту, что туземцы-скифы даже упряжь лошадей своих украшают золотом, и что земля рифейская плодит золото, как пшеницу, и вся им усыпана, но стерегут то золото грифы – звери схожие со львом, но с крыльями и клювами орлов. Правда другие сведущие люди говорили, что золото в тех краях падает с неба, а грифы – это не звери, а люди, поставленные то золото охранять…

Но люд русский, живущий в лесах тёмных да по берегам рек, знал твёрдо, что золото в их краях ни с неба не падает, ни растёт как пшеница. Богата Земля Русская многим – и зверем разным, и птицей, и лесом, и медом, да вот золота в ней нет…

Много то золото искали, да не находили… Царь Иван III во всем винил рудознатцев и писал королю венгерскому с просьбой срочно прислать специалистов: «…В моей земле руда золотая и серебряна есть, да не умеют разделити её с землей…». Но и иноземцы-рудознатцы золото искали, да не нашли.

Искали и при Иване III, и при Василии III, и при Иване IV, царе Грозном, и при царе Федоре Иоанныче, и при Борисе Годунове, искали и в Смутное время, и при царях Романовых, Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче Тишайшем… Искали то золото и на Урале и за Уралом, и по всей Сибири, и до океана Великого, Тихого, до моря Охотского.

И нашел Василий Стрешнев в 1633 году по берегам Камы медь, а в 1695 году на горе Благодать обнаружили магнитный железняк. А в Забайкалье далеком, в Нерчинской Даурии, у реки Аргуни, в 1684 году сыскал Григорий Лоншаков свинцовую руду и из неё серебро выделил. И сейчас там Нерчинский завод… Но золота не было…

Пётр I, Пётр Великий, едва взойдя на престол, повелел то золото сыскать… И нашли! Да не там, где искали: золото было, но не в жилах и россыпях, а в «буграх» – древних курганах, и добывали его грабители – «бугровщики»… И за воровство то из «бугров» повелел Пётр, царь Великий, «неотложно телесно наказывать и смертию казнить».

В тех курганах древних много было обнаружено золотых изделий – и оружие, и утварь, и украшения. И сейчас это можно увидеть в Эрмитаже.

И повелел Пётр расследовать, «откуда в прежние лета такое золото получали». Монах Лот доносил, что узнал-де от башкир, будто бы в землях башкирских, по рекам Уфе, Яику и Исети, золотая руда есть и видны следы и ям копаных и остатки печей плавильных. Но и тут ожидания оказались напрасны.

В царствование «дщери Петровой, матушки кроткой Елизаветы», в год 1745, весной, крестьянин Ерофей Марков в шурфе «между камешками нашел особливо похожих на золото крупинки». Обратился Марков к мастеру Дмитриеву с просьбой определить, что за металл, а тот «на огне крупинки продул и явилось золото с четверть золотника». Но и прибывший срочно из Канцелярии главного управления заводов асессор Порошин, и иноземные специалисты только руками разводили. И породы были, в каких золото водится, и кварц, песок и глину в лабораториях толкли и промывали, а золота – ни песчинки. Винили во всём Маркова – утаил-де место находки.

И вдруг в 1747 году асессор Юдин и мастер пробирный Рюмин решили пройти в шурфе Маркова «вглубь каменьев еще саженей до трех». Ранее такие вот разведочные доразработки, «на авось», «на волю фарта и случая», назывались «дикими кошками». Пройдя наносы, шурф угодил… точно в кварцевую золотоносную жилу! Так и было открыто знаменитое Березовское месторождение золота на Урале. А на месте «Марковой ямы» возник рудник «Первоначальный», и в конце 1747 года президент Берг-коллегии Толмилов доставил императрице Елизавете первое российское уральское золото – 31 золотник (132 грамма). И стала Россия «золотой державой»!

А за последующие 50 лет было добыто «на гора» из шахт и копей уральских около полумиллиона тонн руды со средним содержанием золота 25 грамм на тонну (сейчас уже 10 грамм на тонну считается очень богатым коренным месторождением!). И опять велись поиски по всей России, но обнаружили золото только на Урале – по обоим склонам Уральского хребта, однако все обнаруженные кварцевые жилы были беднее берёзовских. В 1803 году богатые руды были найдены у реки Чусовой в 50 км от Екатеринбурга, там за 10 лет добыли 130 кг золота, а затем и забросили «по убогости руд».

И несмотря на открытие золота в России, добывали его всё-таки мало, не более 200 кг в год. И так продолжалось почти семьдесят лет.

А дело в том, что издавна знали русские рудознатцы, что существует золото коренное (рудное) и россыпное («песошное»). И с рудным-то золотом русские рудознатцы хорошо были знакомы, а вот с «песошным»… Считалось в те времена, что золото россыпное (и об этом еще древние алхимики говорили), есть лишь в жарких странах, так как образуется оно под воздействием лучей солнца, и является россыпное золото «особой субстанцией жарких стран». И искать его в северных странах бессмысленно. А главный «рудознатец» Петра I, Василий Татищев так и писал, что «…чтобы в Сибири, в таком студеном климате, такая руда могла быть, в этом сумление немалое, если токмо рассудить, какого великого жара солнечного для сего металла потребно…». И спорил с Василием Татищевым Михайло Васильевич Ломоносов, указывая, что пески промывать надо, и в разных местах России, по рекам, золото найти можно. Но призывы М.В. Ломоносова долго оставались незамеченными.

И вот в 1813 году выходец «из мастерских детей» промывальщик, Лев Брусницын взяв на промывку песок из реки Берёзовка, по всей её долине встретил золотоносный песчаный слой с содержанием золота более 200 грамм на тонну! А затем открыл и коренное золото возле Уфалейского завода, получив за то чин пох-штейгера, т. е. горного инженера (чин офицерский!), а в 1814 году открыл он и первое на Урале россыпное золото.

И слово «урал», что по-тюркски означает «пояс», зазвучало уже по другому – золотой пояс, протянувшийся на 2 тысячи километров по всему Уралу – от Пай-Хоя до Мугоджар, ибо золотые россыпи были отысканы везде – россыпи берёзовские, гороблагодатские, невьянские, исетские, каслинские, кыштымские, уфалейские… И именно они породили тайных старателей, которые по ночам, тайно, мыли то золото на казённых и частных землях.

А в середине – конце XIX века найдены были золотые россыпи на Северном Урале на реках Вишера и Печора, а в первой половине ХХ века – еще северней, на Приполярном и Полярном Урале.

А вблизи города Миасс, в 1842 году, был найден самый большой в России самородок – «Большой треугольник», весом 31 килограмм, а самородок «Заячьи уши», весом в 3.345 кг, также был найден на Южном Урале в 1930-х годах. Сейчас эти уникальные творения природы находятся в Алмазном фонде.

Затмила всех Сибирь, где с 1827 года стали разрабатывать богатейшие россыпи возле Канска и Ачинска, Минусинска и Енисейска, Верхнеудинска и Баргузина, Верхоленска, Витима, Читы. В 1830 году открыты золотые россыпи на Алтае, в 1837-1839 годах – в Енисейском крае, в 1854 – в Якутии, а в 1860 – на реках Витим и р. Шилка. В 1845 году в России добыли 22 тонны золота – половину мировой добычи! И везде, где были золотые россыпи, находили следы древних горных работ – и отвалы, и остатки промывных устройств, и инструмент. И, значит, прав был Геродот, было золото в стране Гиперборейской, но взято золота в его времена было немного, вероятно всего около 20 тонн…

Как это ни странно, есть золото и в Подмосковье! В самом начале ХХ века появились сведения об открытии золота близ ст. Икша, что по Савеловской дороге. Золото то было в виде мелких листочков, и при промывке давало всего 0,1 – 0,25 г золота на тонну песка. Находили крупинки золота и в Лосином острове, в глинистых песках с валунами, и на берегу р. Москвы между Щукиным и Хорошевым, и на реке Химки. Но это золото никакого промышленного значение не имеет, и появилось из разрушенных, принесенных еще ледником, валунов.

Добывали золото и в Средней Азии, например в Узбекистане, начиная ещё с XXI века на Кураминском хребте. Но основные месторождения (Мурунтау) были открыты только в 1960-х годах ХХ века.

Печально известно Колымское золото. Искать его там начали ещё в XVIII веке, но основные россыпные месторождения были открыты Юрием Александровичем Билибиным в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. В Магадане, «столице Колымского края», в 1931 году был создан легендарный «Дальстрой». История поисков драгоценного металла живо описана Олегом Куваевым в гимне колымскому золоту – романе «Территория». В 1931 году на Колыме работало уже пять приисков – «Среднекан», «Борискин», «Первомайский», «Юбилейный», «Холодный». И именно благодаря колымским месторождениям в 1934 году Россия вышла на второе место по добыче золота в мире (после Южной Африки).

Печальна история добычи колымского золота, политого кровью и потом зэков 58-ой статьи, во славу государства и для победы в войне, и описана она Варламом Шаламовым. Лежит золото Колымы в вечной мерзлоте, и эту мерзлоту, грунт, смерзшийся за тысячи лет до состояния бетона – отогревали кострами, долбили ломами и возили на тачках («машинка ОСО – две ручки, одно колесо»). Более двух месяцев на золотых приисках Колымы человек обычно не выдерживал.

А вот в Европе про золотые россыпи забыли уже в XVIXVII веках. Еще А. Гумбольдт писал, что богатые разработки золота всегда находятся на границах культурного мира и всё время передвигаются, удерживая это положение по мере расширения культурной территории человечества. В странах Европы и Азии, имеющих древнюю культуру, давно уже нет сколько-то значимых месторождений – они давно выработаны. Ещё за несколько столетий до нашей эры были заброшены золотые россыпи в Малой Азии и во Фракии, две тысячи лет назад – россыпи на территории современных Франции и Испании, а также в Восточных Альпах, в раннем средневековье истощились россыпи Чехии, а в XIII веке Силезии…

Лишь открытие Америки и неприкрытый грабёж европейцами её цивилизаций, дали возможность пополнить золотой запас Европы. Так, пока была Мексика испанской колонией, было отправлено в Европу около 25 тонн золота.

Но в конце XVII века были открыты россыпи в Бразилии, в 1848 году – в Калифорнии, в 1853 – в Австралии. В 1860 году открыто золото в штатах Невада и Юта, а в 1874-76 гг. – в Колорадо и Монтане. В 1884 году богатейшие месторождения золота были открыты в Южной Африке, с 1884 по 1919 год там было добыто более 4,5 тонн золота. И до сих пор Южная Африка лидирует по добыче золота…

Каздым Алексей Аркадьевич,

кандидат геолого-минералогических наук

ч