На протяжении столетий на Руси золотым шитьем богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, а также предметы церковного обихода (покровцы, пелены, омофоры и др.). Золотая нить, придававшая шитью особую праздничность, использовалась мастерами на Руси ещё до XVI века, впоследствии ее заменяли и золоченое серебро, и на металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу.

Многочисленные вариации традиционной техники золотого (или «золотного») шитья, известны на Руси с давних времен. Золотая светящаяся нить на красивой поверхности красного бархата плотно уложена объемным кованым швом, она переходит в плавную волнистую линию, а затем продолжается в тонкой обводке по контуру мелкими ажурными петлями, витыми шнурами…

В XVII веке развивались различные центры художественного шитья, прежде всего Москва, Новгород, Торжок, Архангельск, Сольвычегодск. Мастерские открывались при женских монастырях, таких, как Суздальский, Покровский, а также существовали и княжеские светлицы, в которых трудились талантливые рукодельницы (мастерские князей Старицких в XVI веке, Строгановых в XVII веке и др.) Золотое шитье всегда присутствовало в праздничной крестьянской вышивке XIX столетия в праздничных женских головных уборах кокошниках и одежде – епанечки и душегреи.

Широкое развитие русская золотая вышивка получила в древнем городе Новый Торг, потом Торжок, Тверской губернии, где и до настоящего времени сохранился традиционный русский художественный промысел – Торжокское золотое шитье.

Вышивальный промысел сложился в Торжке ещё в XVII веке на основе местных, уходящих своими корнями в русское средневековье, но, однако, свое наибольшее развитие получил во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Мастерицы из Торжка мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.

Слава торжокских вышивальщиц и уровень их мастерства был столь велик, что поступали заказы и от царского двора, заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II.

Александр Пушкин послал в подарок княгине Вяземской золототканые пояса «… Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои пояса»… – каламбурил поэт.

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы, наиболее распространены были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

Но во второй половине XIX века мода изменилась, да и из-за высокой стоимости золотой вышивки спрос золототканые изделия из Торжка снизился, промысел и искусство золотого шитья пришли в упадок.

Однако заботу о сохранении традиции золотого шитья взяла на себя Торжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. На рубеже XIXXX веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.

Торжокская ремесленная школа по всей России «рассылает» своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного золотого шитья.

Широкая география распространения золотого и серебряного шитья приводит нас и на Урал. На развитие золотошвейного производства на Южном Урале, как и на многие другие регионы России, повлияло прославленное золотое шитьё Торжка.

В 1854 году повелением Государя Императора Николая Павловича в Челябинске была утвержден Одигитриевско-Богородичный женский монастырь, в котором стало развиваться, в том числе и, золотое шитье. Сохранилось ли шитье из мастерских Одигитриевского монастыря, не известно, но это уникальное художественное ремесло в Челябинске не было забыто.

Образцы старинного уральского церковного шитья (епатрахиль и покровец конца XIX века), хранятся и в ризнице церкви св. Симеона Верхотурского (г. Верхотурье). Шитье выполнено на высочайшем профессиональном уровне – это тончайший узор из переплетающихся линий виноградной лозы и хрупких колосьев пшеницы, техническое мастерство безымянного мастера совершенно и сочетается с глубоким чувством орнаментального ритма и гармонии.

Торжокские мастерицы-золотошвеи передавали свое умение уральским, обладающим незаурядным талантом. Образцом большого мастерства уральских рукодельниц может служить расшитая рубаха от костюма уральской казачки второй половины XIX века, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа.

Челябинские мастерицы-золотошвеи разнообразили технические приёмы, расширяли возможности работы над различными видами изделий: от украшений костюмов до модных аксессуаров и мелочей, пытались находить, свои, отличные от торжковских, художественные средства выразительности, выполняли орнаментальные изобразительные рисунки, отражающие особенности уральской природы.

Учебно-показательные мастерские Торжка продолжали свою работу и после 1917 года – в 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотых вышивок XVIVXIII веков, а в конце 1940-х – начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики – пятиконечные звезды, серп и молот и т. д.

В 1960 году артели были преобразованы в фабрику, где выпускались в основном знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д.

Но традиции золотого шитья продолжаются и в наши дни и некогда утраченные навыки церковного шитья и других художественных ремесел восстанавливаются. Особенно за последние двадцать лет возобновилось шитье церковных облачений. Для церковного убранства золотошвеи выполняют покровы, украшают одежду священнослужителей.

Мастерицы создают также и оригинальную дамскую бижутерию всевозможные коробочки, шкатулки, сумочки, атрибуты одежды (пояса, головные уборы, пуговицы, пряжки). Материалом для изделий служит не только красивый бархат, но и шелк, кожа, а в качестве отделки декоративных вставок мастера используют жемчуг, золотые блестки, самоцветные камни, что усиливает художественную выразительность предметов.

Наблюдая за работой мастериц, не перестаешь удивляться их искусству и профессионализму: золотая нить плотными монолитными рядами накладывается и закрепляется на ткани, образуя красивый цветок гвоздики, тюльпана, мелкими шажками укладывается в «гусиный шов», «шахматкой» образует изящную сеточку. И именно в  рукотворности предмета кроется сила его эстетического воздействия.

Каздым Алексей Аркадьевич,

кандидат геолого-минералогических наук